цена размещения вырастет более чем в десять раз.
Столичный департамент средств массовой информации и рекламы в понедельник провел аукцион на право размещения и установки рекламных конструкций, в результате которого было реализовано лотов на сумму 75,2 млрд рублей.
Никто не ожидал так много — итоговая цена лотов более чем в три раза превысила стартовую. Участники рынка недоумевают: малому и среднему бизнесу не было места на этих торгах, а крупным компаниям придется еще окупать потраченные средства. Стоимость размещения рекламы вырастет более чем в десять раз.
Сумма почти в 3,5 раза превышает первоначальную стоимость лотов — 21,989 млрд рублей. К участию в аукционе был допущен 21 оператор наружной рекламы, на каждый лот претендовали от трех до девяти компаний.
Для сравнения: в первой половине 2013 года объем рынка наружной рекламы в России составил 21 млрд рублей и вырос на 9%.
Всего в ходе аукциона было разыграно 16 лотов, среди которых щиты, суперборды и суперсайты, сити-форматы, афишные стенды и уличная мебель.
Наружная реклама, разыгранная на четырех лотах, досталась компании Russ Outdoor. Оператор заплатит 27,212 млрд рублей за право размещения наружной рекламы. Компания «Олимп» заплатит 13,726 млрд рублей за два лота, «Гэллери Сервис» — 13,5 млрд рублей за два лота. «Иллион» — 13,175 млрд рублей за два лота. «Расвэро» выиграл лот стоимостью 2,532 млрд за право размещения так называемой уличной мебели. Все три лота, с которых продавали афишные стенды общей стоимостью 2,88 млрд рублей, достались компании «Художественно-производственное объединение».
Итоговая цена на одну конструкцию в среднем составляет приблизительно 16 млн рублей, подсчитывают участники рынка, присутствовавшие на аукционе. «Это дороже, чем квартира в центре города. Причем понять, окупятся затраты или нет, пока невозможно. Стоимость размещения наружной рекламы уже выросла в разы, — говорит исполнительный секретарь отраслевого отделения по рекламе «Деловой России» Дмитрий Крючков.
Для малого бизнеса стоимость определенно завышена, говорит глава компании АРК Владислав Рощин. Его компания принимала участие в торгах, но не победила ни в одном из тендеров. «Для компаний, которые на протяжении 20 лет выстраивали этот бизнес, участвовать в этих торгах было невозможно. Мы попытались и определили для себя ценовую планку, выше которой пойти не могли, и проиграли», — разочарован он.
Стоимость размещения рекламы на носителях увеличится более чем в 10 раз, говорит Андрей Ковалев, руководитель компании «Анко». «Это безумие — продавать места за такие большие деньги, учитывая, что еще не все места согласованы с ОАТИ. Окупить их невозможно.
Ранее около 20 операторов наружной рекламы обратились с жалобой в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), в которой утверждали, что действия московского департамента средств массовой информации и рекламы нарушают профильные законы и направлены на монополизацию сферы наружной рекламы. Схему не согласовала ГИБДД. Ведомство настаивает на обязательном применении ГОСТ Р 52044-2004 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» (запрет на установку конструкций в границах транспортных развязок, на осевых газонах и с нависанием над проезжей частью дороги). Также на торги выставлены конструкции, которые Генпрокуратура предписала демонтировать, и т.д.
Но ФАС отклонила большинство жалоб операторов наружной рекламы. Окончательное решение ведомство вынесет 21 августа, спустя два дня после аукциона.
Год назад департамент уже пытался провести торги на афишные стенды, но безуспешно. Аукцион дважды пришлось отменить из-за претензий со стороны ФАС. Тогда на тендер были выставлены все московские афиши (более 7 тысяч рекламных мест) и заявлена стартовая цена в размере 700 млн рублей. Участники рынка жаловались, что заплатить всю сумму смогут только несколько компаний, и требовали разбить лот на несколько. В то же время необходимость в проведении торгов стоит достаточно остро: в 2013 году истекают договоры на 90% рекламных конструкций в стране, и нужно проводить новые аукционы.